Быстрый поиск
Форумы: Темы: Пользователи:

Символика древних культур в вышивке

Темы похвастушек для тех, у кого вышивка - это хобби

Модератор: Селянка

ELK
Сообщения: 132
Россия

Re: Символика древних культур в вышивке

05 фев 2016, 20:39  

Интересная познавательная тема. У меня лежит нижнее платье бабкино. Сшито все вручную, шовчики ровненькие как на машинке. Крой четырехугольный, по низу вышивка, черные розы по розовому цвету. Если интересно сфотаю.
За это сообщение автора ELK поблагодарили (всего 5):
OllaNatali-57yellouMatanyLuchanka
Людмила

Аватара пользователя
lukavi24
Сообщения: 340
Имя: Людмила, Brother Innov-is 5000
Откуда: Тула
Россия

Re: Символика древних культур в вышивке

05 фев 2016, 23:05  

Очень интересно посмотреть!

Аватара пользователя
alyona1021
Сообщения: 1512
Награды: 1
Имя: Elena
Откуда: Panama
:
Меценат
Россия

Re: Символика древних культур в вышивке

06 фев 2016, 16:26  

В Панаме индейцы Куна ( те которые молы вышивают) использовали свастику раньше нацистов у них был флаг республики куна сделанный в 1925 году со свастикой который они поменяли в 42 году из*за нацистов. https://es.wikipedia.org/wiki/Bandera_de_Guna_Yala
https://lasendaborigen.wordpress.com/2012/02/13/simbolos-ignorancia-culturas-resistentes/
За это сообщение автора alyona1021 поблагодарили (всего 2):
MandevillaАлена Черника

Аватара пользователя
Elli_H
Сообщения: 1450
Награды: 1
Откуда: Южный юг всегда
:
2 место в конкурсе
Южные Французские Территории

Re: Символика древних культур в вышивке

07 фев 2016, 21:15  

тут Музеи. Предлагаю обратить внимание на возраст вещей, которые там сохранены.

https://www.youtube.com/watch?v=cTUuTpGpIlI

И Сергиево- Посадский музей. Ссылка на страницу о тканях. Наглядно очень. Какими тканями пользовались.Чьими, ну в смысле производства. Есть раздел народная одежда. И там конечно даже не 14 ый век , а куда более ранние экспонаты. Рабочая одежда домотканная не может сохраняться так же долго как золотое шитье по парче. Ну и орнаменты так же за себя говорят. Информация действительно познавательная.

http://www.musobl.divo.ru/coll_tkani.html
За это сообщение автора Elli_H поблагодарили (всего 8):
MandevillaNoiKlukavi24fialkalsАлена ЧерникаEvgeniaNatusyaPБобриха

Аватара пользователя
Elli_H
Сообщения: 1450
Награды: 1
Откуда: Южный юг всегда
:
2 место в конкурсе
Южные Французские Территории

Re: Символика древних культур в вышивке

07 фев 2016, 22:23  

Неточно выразилась, конечно надо было надо было написать не " ранние " а более " молодые " экспонаты.. ( поторопилась и отошла от компьютера). То есть именно народная " отечественного производства " одежда - от полтораста лет, плюс -минус сколько то там. Это к " раннему " диалогу, что невозможно установить наверняка какие были орнаменты на национальной одежде две тысячи лет назад, если иметь ввиду диалог о дохристианской славянской культуре..
И процесс... :-):


Сухие травы: основы художественного ремесла
Автор: Геннадий Федотов
Глава 5. Художественные изделия из травянистых волокон

http://www.traditions.ru/books/suhtravy/5-1.htm



Ближе к весне у некоторых стеблей крапивы, особенно надломленных ветром, кое-где уже отслаивается верхний слой коры, в котором находятся волокна. Их гибкость и прочность давно оценили птицы. Например, клест всегда ищет крапивник, чтобы благоустроить свое зимнее гнездо. Воробей нет-нет, да и прихватит крапивное волоконце для заделки случайных щелей в утепленном еще с осени гнезде. Весной заготовку стройматериала в крапивнике вовсю ведет синица-ремез. Ее гнездышко-люлька висит над самой водой на ветке ракиты. Оно настолько прочно, что не разрушается по нескольку лет. Уж не эти ли пернатые умельцы надоумили и человека использовать прочные эластичные волокна крапивы?..


Подобно льну и конопле, крапива - одно из самых древнейших волокнистых растений, которые человек научился обрабатывать.


Из длинных и прочных волокон крапивы двудомной изготовляли пряжу для ткани, идущей на пошив одежды, парусов и мешков. Из нее ткали ковры, вили веревки и канаты, плели рыболовные сети. На западном берегу Ладожского озера археологами была найдена рыболовная сеть, сплетенная из крапивных нитей еще в каменном веке.


Многие, вероятно, помнят сказку Андерсена о том, как девочка спасла от злых чар братьев, превращенных в диких лебедей. По совету доброй феи она нарвала крапивы, размяла ее стебли, напряла нитей, а затем изготовила из них рубахи-кольчуги, вернувшие братьям человеческий облик. В сказке отразилась давняя вера людей в чудодейственные свойства ткани из волокон крапивы, способной якобы оберегать человека от злых чар и дурного глаза, а также исцелять от различных болезней. Недаром из крапивной пряжи вязались носки, которые носили при ревматических болях, пояса, применяемые при радикулите и мигрени.


Постепенно капризную жгучую крапиву вытеснили более покладистые лен и конопля. Однако память о крапиве как о волокнистом растении все же сохранилась где-то в глубине сознания, иногда проявляясь в детских играх. В одном этнографическом сборнике 19-го века сообщалось: "В деревнях Рязанской губернии девочки пряли волокна из крапивы для получения ниток, которыми шили из тряпочек платья для кукол, - готовых ниток матери не давали". Возможно, с педагогической точки зрения матери поступали весьма мудро, не только потому, что напоминали о необходимости экономить, сколько потому, что невольно приучали детей к рукоделию, ремеслу. Остается только гадать: каким образом девочкам стали известны прядильные свойства крапивных волокон, о которых взрослые давно забыли?.. Справедливости ради следует сказать, что крапивные волокна были забыты не всеми взрослыми. Даже в наше время их используют для прядения ниток, предпочитая покупным, коренные жители Камчатки и Приамурья. Прочные и долговечные нити идут на плетение сумок, корзин и разнообразных коробок. При изготовлении традиционных изделий наряду с крапивными нитями применяются ивовые прутья, стебли дикой ржи (тувейки) и береста. Довольно часто используют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С заготовленных осенью стеблей иван - чая осторожно снимают кожицу, разделяют ее на волокна, сушат и убирают на хранение. Часть заготовленного материала окрашивают отваром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир. Чередуя в определенном порядке темные и светлые волокна, мастера украшают поверхность изделий в геометрическими узорами.


В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешковину и многое другое. В народе растение нередко называли дикой коноплей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории нашей страны с IХ века, называемыми пенькой. В наше время пенька незаменима при изготовлении морских канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за наркотических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. Вполне возможно, что в недалеком будущем ученые смогут заменить ее культурным видом кипрея узколистого, волокна которого имеют сходные свойства. Возможно, настанет черед и крапивы, ну а пока, следуя примеру наших пращуров, изготовим своими руками крапивную кудель.

КРАПИВНАЯ КУДЕЛЬ

Все хоть краем уха да слышали, как сложно заготавливать и обрабатывать лен, коноплю. Крапиву тоже, если делать это, как и положено, осенью. Тогда ее нужно высушивать, потом долго вымачивать, снова высушивать, чтобы получить, наконец, ту самую тресту (так принято называть просушенные и очищенные стебли волокнистых растений), из которой и извлекаются прядильные волокна. А если собрать крапиву зимой и в первой половине весны, то вы будете иметь уже почти готовую тресту: сама природа -хлесткие дожди, росы, изморозь, туманы и зимние оттепели поработала за вас…


Принесенные с пустыря стебли крапивы нужно хорошо высушить, разложив на печи или рядом с батареей центрального отопления. Затем удаляют мелкие ветки и засохшие листья. Чтобы проверить качество полученной тресты, ее разминают пальцами и надламывают в нескольких местах. Готовая треста должна разламываться в руках с легким треском, а волокна - отделяться от деревянистых частей стебля.


ОБМИНАНИЕ. Обработку тресты начинают с обминания ее в специальных мялицах. От того, насколько добросовестно размяты стебли, зависит качество пряжи. Не домнешь мялкой, так не возьмешь прялкой - предупреждала крестьянская поговорка. Мялицу, или мялку, для обработки небольшого количества тресты в домашних условиях можно сделать самим- она состоит из четырех деталей (рис. 68 а). К деревянному основанию толщиной 20 мм прикрепляют шурупа ми две доски, имеющие седловидные вырезы. С внутренней стороны в местах выреза каждая из дощечек скашивается под углом 45 градусов. Рычаг, или било, снизу слегка заостряют и прикрепляют к мялице с помощью болта. В свою очередь основание мялицы укрепляют шурупами на скамье или какой-либо другой устойчивой опоре. За один прием на мялице можно размять только одну горсть тресты, то есть столько, сколько может вместиться в руке. Начинают обминать тресту с одного из концов, уложив ее в седловидный вырез при поднятом рычаге. После каждого нажатия и последующего за этим приподнимания тресту слегка поворачивают и продвигают немного вперед. Так поступают до тех пор, пока горсть тресты не будет полностью обмята.


Рис. 68
Обминание тресты идет более споро, если вместо мялицы использовать самодельные двухвальные или трехвальные мялки (рис. 68 б). Хотя работать на них можно и одному, вдвоем все же удобнее и быстрее. Один закладывает между валами тресту, другой крутит рукоятку и принимает обтертые стебли, называемые повесмом.


ТРЕПАНИЕ. Чтобы удалить из обмятой тресты кострику - деревянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки, - ее треплют специальной трепалкой (или трепалом), имеющей форму большого деревянного ножа, или косаря. Трепалки (рис. 69 а) вырезают из твердой древесины дуба, клена и березы. Нанося трепалкой по повесму частые резкие удары, как можно чище выбивают застрявшую в волокнах кострику. Затем повесмо кладут на пень и тщательно проколачивают (рис. 69 б). Обычно после такой обработки оставшиеся частицы кострики легко отслаиваются. Их остается только вытрясти, ударяя пучком повесма о круглую деревянную палку (рис. 69 в) или ребро скамьи.


Рис. 69



ОШМЫГИВАНИЕ. Особенно трудно отделяются от повесма вещества, находящиеся между волокнами в верхнем слое стебля. Их можно окончательно разрушить и удалить способом ошмыгивания.

Чтобы понять сущность этого приема, нужно взять в руки небольшой пучок обмятой и обтрепанной крапивы и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга (рис. 70 а). Обычно от них сразу же начинают отделяться и падать вниз мельчайшие пылевидные частицы. Освобожденные от них волокна становятся чистыми и шелковистыми. Если приходится обрабатывать значительное количество повесма, то его пучки удобнее удерживать не руками, а специальными щипцами (рис. 70 б). Щипцы состоят из двух березовых дощечек, соединенных полоской листовой стали. При ошмыгивании один конец пучка повесма можно зажать в мялице рычагом-билом. Однако гораздо удобнее применять для этих целей специальный зажим с валиком-эксцентриком (рис. 70 в). Тем более, что такой зажим понадобится на следующем этапе обработки волокон - чесании. Закрепленные волокна захватывают щипцами рядом с зажимом. Обшмыгивая участок за участком, постепенно продвигаются от одного конца к другому. На следующем этапе пучок волокон переворачивают и закрепляют в зажиме другим концом. Теперь остается только обработать щипцами конец освобожденный из зажима, и переходить к чесанию волокон.


Рис. 70



ЧЕСАНИЕ. Подготовленные к чесанию волокна называют мычками. Крапивные, а также конопляные мычки состоят из длинных, средних и коротких волокон. Чем длиннее волокна, тем тоньше и длиннее пряжа. Для отделения длинных волокон от средних и коротких в старину использовали большие кленовые гребни, укрепленные на подставках. Но особенно длинные и чистые волокна получали после повторного чесания так называемыми мыкалками - маленькими гребенками и щетками, изготовленными из свиной щетины. Сам процесс расчесывания и разглаживания мычека, или мочек, назывался мыканием. Он требовал большого терпения, усидчивости; надо было аккуратно расчесать и разгладить буквально каждую прядь волокон. Отсюда и пошли известные выражения "мыкаться", "горе мыкать" и тому подобные. Волокна крапивы, закрепленные в зажиме, можно расчесывать обычными металлическими и пластмассовыми гребенками, имеющимися в продаже. Прежде чем начать чесать, осторожно укладывают одну прядь к другой. Чесать начинают со свободного конца, постепенно продвигаясь в сторону зажима (рис. 71 а). При этом на расческе остаются короткие волокнистые очески - изгребь. Волокна средней длины, вычесываемые волосяными щетками, назывались пачесями, а оставшиеся длинные волокна - куделью (рис.71 б). Ткань, полученная из кудельных нитей, шла на сарафаны, рубахи, скатерти, полотенца, постельное белье и другие тонкотканые изделия. Из изгребья и пачесей (иначе- отребья и вычесок) готовили пряжу, идущую на грубое полотно, - ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов. Из тех же волокон пряли, а затем ткали полотна с редким переплетением нитей - веретье и ряднину, использовавшиеся для хозяйственных нужд.


Рис. 71
Из грубых волокон, которые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, вили ем, вили веревки и канаты, использовали как паклю для прокладки между венцами бревенчатого сруба, а также для конопачения пазов между бревнами.

Холсты, сотканные из кудельных нитей, отбеливали на росе и снегу, а также вываривали в щелоке - отваре древесной золы. Веревки, бечевки, мешковину и другие подобные изделия из изгребья и пачесей иногда вымачивали сутки в отваре дубовой коры, чтобы повысить прочность и стойкость против гнилостных микробов. Иногда вымоченные в дубовом отваре волокна окрашивали в черный цвет. Для этого веревки и мешковину опускали в ржавую воду или в раствор железного купороса. Эти древние способы отбеливания и окрашивания с успехом можно применять и сейчас наряду с современными

ELK
Сообщения: 132
Россия

Re: Символика древних культур в вышивке

09 фев 2016, 17:25  

lukavi24 писал(а):Очень интересно посмотреть!

Добрый вечер! Сфотографировала как смогла, уж извените.Этому платью уже лет 130. Сестра хотела его поносить , но не получилось. она отпорола воротник стоечка была темная, коричневая или черная, не помню. Распорола. постирала и забросила. оно в пятнах от церковной свечки и не отстиралось. Выбросить рука не поднимается.Ошиблась, считала. что вышивка розочки.Память подвела.
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
За это сообщение автора ELK поблагодарили (всего 16):
OllaElli_HNoiKNatalya Artyushenkolukavi24MatanyNatali-57spagKayartЕлочка ЛесNatusyaPLuchankaВенкаSigyunЛюбаБобриха
Людмила

Аватара пользователя
Matany
Библиотекарь
Сообщения: 4798
Награды: 5
Откуда: Латвия
:
Меценат 2 место в конкурсе 3 место в конкурсе 2 место в конкурсе 1 место в конкурсе
Контактная информация:
Россия

Re: Символика древних культур в вышивке

20 апр 2016, 07:42  

Наверное я правильно размещу свои работы с народными орнаментами? Тема вроде вышивальные похвастушки.
в прошлом году подсела на крестик, сделала несколько вещей для своих родных, это обереги подвески именные, подушки, пояс и картина "Женское древо"
Думаю, в таких вещах главную роль играет мысль добрая с любовью и от всего сердца в них заложенная. :vihivau1: Вообще то, все что нас окружает этого требует.
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
А эта вышивка может не в тему, но тоже делалась для здоровья.
Изображение
За это сообщение автора Matany поблагодарили (всего 11):
Евдакия ТарасовнаtatyanaкимNatali-57ivashkaАлена ЧерникаEvgeniaдинаВенкаSigyuni.a.ustinova
Таня

Аватара пользователя
ким
Сообщения: 346
Конкурсы: Участник конкурса-1
Украина

Re: Символика древних культур в вышивке

20 апр 2016, 09:26  

Я делала такой кубик. Изображение Изображение И замечательные Коты Манеко. Очень их люблю.
За это сообщение автора ким поблагодарили (всего 8):
Natali-57MatanyАлена ЧерникаspagEvgeniaВенкаSigyuni.a.ustinova

Аватара пользователя
ким
Сообщения: 346
Конкурсы: Участник конкурса-1
Украина

Re: Символика древних культур в вышивке

20 апр 2016, 09:29  

ELK писал(а):
lukavi24 писал(а):Очень интересно посмотреть!

Добрый вечер! Сфотографировала как смогла, уж извените.Этому платью уже лет 130. Сестра хотела его поносить , но не получилось. она отпорола воротник стоечка была темная, коричневая или черная, не помню. Распорола. постирала и забросила. оно в пятнах от церковной свечки и не отстиралось. Выбросить рука не поднимается.Ошиблась, считала. что вышивка розочки.Память подвела.
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Такие вещи не выбрасывают.
А по поводу свастик - не надо далеко ходить а вбить в поиске "Славянские обереги и их значение"

Аватара пользователя
Elli_H
Сообщения: 1450
Награды: 1
Откуда: Южный юг всегда
:
2 место в конкурсе
Южные Французские Территории

Re: Символика древних культур в вышивке

21 апр 2016, 23:29  

Повешу. http://www.chersonesos.org/?p=history_ant


Стоит прочитать. Это не дилетанты пишут, пишут ученые. За такую древнюю историю они своих оберегов почему то для человечества не сохранили, а тут, такое совпадение, вот у славян они сохранились на одежде прямо в том, дохристианском варианте...Советую обратить внимание на слова " По видимому", "в самых общих чертах ","ничего не известно" "что более вероятно", ученые давали как то интервью для ТВ , в котором высказывался факт того, что даже не знают какой национальности были все эти люди, как одевались, какой формы одежды были, ничего не известно...Чуть чуть римского периода и то уже христианского, а что было ДО, покрыто тайной, уже утерянной в веках. Цивилизаций, подобных этой, у Руси не было, но зато обереги на одежде почему то остались известными через тысячилетия.. :ne_ne_ne: .

Аватара пользователя
NitroGEN
Сообщения: 817

Re: Символика древних культур в вышивке

21 апр 2016, 23:37  

Символы же наносились не только на одежду, а сохранились в веках и украшения и предметы быта , посуда и прочие артефакты.
За это сообщение автора NitroGEN поблагодарил:
yellou
Татьяна

Аватара пользователя
Elli_H
Сообщения: 1450
Награды: 1
Откуда: Южный юг всегда
:
2 место в конкурсе
Южные Французские Территории

Re: Символика древних культур в вышивке

22 апр 2016, 01:26  

А конкретные есть артефакты? Ну чтобы было наверняка известно, что вот такой-то символ, нанесенный на черепке глинянного горшка был именно оберегом? который надо на одежде вышивать?
http://www.chersonesos.org/?p=museum_exh_ant

Аватара пользователя
Matany
Библиотекарь
Сообщения: 4798
Награды: 5
Откуда: Латвия
:
Меценат 2 место в конкурсе 3 место в конкурсе 2 место в конкурсе 1 место в конкурсе
Контактная информация:
Россия

Re: Символика древних культур в вышивке

22 апр 2016, 09:01  

Elli_H писал(а):А конкретные есть артефакты? Ну чтобы было наверняка известно, что вот такой-то символ, нанесенный на черепке глинянного горшка был именно оберегом? который надо на одежде вышивать?
http://www.chersonesos.org/?p=museum_exh_ant

Мне кажется эта тема ПОХВАСТУШКИ. Давайте не будем доказывать, есть ли жизнь на Марсе. Так и перессориться не мудрено. Со временем или проще сказать, чем старше становлюсь тем "умнее" или лучше сказать опытнее. Есть такие слова в Евангелии "По вере вашей и будет вам".
Хотим для своих близких сделать вещь полезную, делаем ее с молитвой и любовью. Делаем и думаем о них, как о здоровых и счастливых. Вот и все!
За это сообщение автора Matany поблагодарили (всего 6):
NitroGENЕвдакия ТарасовнаOllaPetrushkaNspagyellou
Таня

Евдакия Тарасовна
Сообщения: 9256
Награды: 2
Имя: Татьяна
:
Лучший модератор Почетный волонтер
Россия

Re: Символика древних культур в вышивке

22 апр 2016, 11:19  

Со временем или проще сказать, чем старше становлюсь тем "умнее" или лучше сказать опытнее. Есть такие слова в Евангелии "По вере вашей и будет вам".
Хотим для своих близких сделать вещь полезную, делаем ее с молитвой и любовью. Делаем и думаем о них, как о здоровых и счастливых. Вот и все!


Умнее,опытнее-одним словом -МУДРЕЕ.....
Все время вспоминаю такой диалог из сериала-
"Вы дали ему что нибудь для защиты?
-Да,освещенный крест Розенкрейцеров.
-Поможет?
-Нет,конечно...
-???
-Главное Он верит,что поможет...
За это сообщение автора Евдакия Тарасовна поблагодарили (всего 3):
MatanyNitroGENOlla

Аватара пользователя
ким
Сообщения: 346
Конкурсы: Участник конкурса-1
Украина

Re: Символика древних культур в вышивке

22 апр 2016, 13:50  

У нас, вроде, начиналось про вышивку а залезли в такие дебри... Давайте будет: мухи отдельно, а котлеты отдельною и жить дружно.
За это сообщение автора ким поблагодарил:
Matany

  •   Информация
  • Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 19 гостей